В 2015 году Сузуки обновляет свою линейку великолепно зарекомендовавших себя однобазовых моторов DF4/DF5/DF6, которая выпускалась без существенных изменений уже на протяжении 10 лет.
В результате в линейке появился обновлённый подвесной лодочный мотор Suzuki DF 6 AS в котором можно увидеть несколько интересных технических решений.
Похоже инженеры компании довольно серьёзно отнеслись к этому вопросу, поскольку, казалось бы, что в подвесных моторах такой мощности не так уж много узлов и агрегатов, которые можно доработать с учётом имеющихся в индустрии конструкторских наработак и инновационных решений.
Но только не для инженеров Suzuki, которые отталкиваясь от своих новаторских идей уже традиционно последние десятилетия первыми внедряют на своих лодочных моторах разнообразные технические новшества.
Четырёхтактные одноцилиндровые моторы небольшой мощности традиционно пользуются повышенным спросом благодаря несущественной разнице в весе и цене по сравнению с двухтактными подвесниками аналогичной мощности.
Если вес двухтактного мотора 5 л.с. составляет примерно 20 кг, то четырёхтактные пятерки и шестёрки весят около 25 кг. Относительная разница составляет 25%, что казалось бы приличной величиной, однако, в абсолютном выражении, эта разница не столь заметна.
Вес обновлённой модели DF 6 A и того меньше. Он составляет всего 23,5 кг!
В обозначении обновлённой модели появилась буква "A" - лодочные моторы Сузуки DF 6 AS. Это уже прижившееся решение маркетологов компании добавлять буквенные индексы к прежним маркировкам, которые обозначают новое поколение моторов.
Буква "S" в маркировке обозначает что мотор рассчитан на установку на лодку с низким транцем - высотой 381 мм.
Конфигурация ГРМ - OHV (Overhead Valves): приводы впускного и выпускного клапана выполнены в виде отдельных кулачковых толкателей. Клапаны расположены над головкой блока цилиндра.
138-ми кубовый двигатель является одним из самых больших в своём классе, при том, что мотор в целом достаточно компактен и имеет на данный момент самый низкий вес среди конкурентов.
Сочетая большой крутящий момент, создавамый гребным винтом на низких и средних оборотах, с небольшим весом, мотор обеспечивает хороший разгон.
Коснёмся наиболе интересных технических решений, которые используются на лодочном моторе.
Как и на моторах предыдущего поколения, обычно на одноцилиндровых четырёхтактниках такой мощности не используется сменный масляный фильтр. Он интегрирован в двигатель и рассчитан на весь срок службы мотора.
Теперь на подвесных лодочных моторах Сузуки 6 л.с. нового поколения для более тщательной очистки масла такой масляный фильтр устанавливается. Такое решение применяется впервые на моторах данного класса.
Это позволяет свести к минимуму вероятность выхода из строя двигателя мотора из-за некачественного или загрязнённого масла.
Для снижения вибрации, передающейся через румпель судоводителю, в конструкцию румпеля подвесного мотора внесли изменение.
На пути распространения вибрации от двигателя появился дополнительный амортизатор, расположенный в том месте, где румпель стыкуется с поворотным кронштейном мотора.
Теперь помимо верхнего амортизатора, расположенного непосредственно в месте крепления кронштейна румпеля с поворотным механизмом, имеется ещё один, дополнительно уменьшающий распространяемую от двигателя вибрацию.
На моторах DF25A и DF30A инженеры применили конструкцию кривошипно-шатунного механизма, в которой осевая линия коленвала смещена относительно осевой линии поршня (камеры сгорания).
За счёт этого достигается уменьшение фрикционных потерь и снижение шума от движения поршня.
Такая же конструкция используется теперь и на лодочном моторе Suzuki DF 6 AS. Здесь это смещение составляет 4 мм.
Не смотря на то, что объём цилиндров остался прежним, диаметр поршня уменьшили, а ход его увеличили. Увеличение хода поршня позволило повысить крутящий момент двигателя, так необходимый при выходе лодки на глиссирование.
Поршень теперь стал взаимозаменяемым для моделей DF4A, DF5A, DF6A, DF9.9B, DF15A, DF20A, DF25A и DF30A.
Для уменьшения шума двигателя на моторах используются новые коромысла впускного и выпускного клапана.
Бензобак кардинальным образом поменял своё месторасположение. Теперь он расположен сверху над цилиндром двигателя а не задней части двигателя (ближе к судоводителю) как на предыдущей модели.
Такое верхнее расположение обусловлено тем, что во время длительных перерывов в эксплуатации подвесника наблюдается отток топлива из топливного шланга, который подводит топливо к карбюратору .
Для запуска в этом случае может понадобиться дополнительное количество рывков стартерной верёвки пока бензонасос не восполнит образовавшийся в шланге пробел.
Верхнее расположение бензобака позволяет устранить возникновение такой проблемы. К карбюратору подведён отдельный бензошланг от встроенного бензобка, в котором топливо находится под постоянным давлением за счёт того, что встроенный бензобак расположен выше него.
В заливной горловине расположен дополнительный фильтрующий топливо элемент в виде стаканчика с нейлоновой сеткой.
Чтобы увеличить прочность передней ручки для переноски лодочного мотора Suzuki 6, её интегрировали в поддон мотора. Прежняя конструкция крепилась отдельно. В задней части поддона также появился захват - сформованное в поддоне специальное углубление, в которое удобно ложится рука.
Для улучшения циркуляции воздуха в подкапотном пространстве на маховике двигателя имеются специальные лопасти.
Механизм откидки лодочного мотора также подвергся доработке. Теперь для того чтобы опустить мотор не нужно удерживать кронштейн откидки. Достаточно немного приподнять мотор и он сам опустится в рабочее положение.
Благодаря особой конструкции масляного картера двигателя, мотор можно хранить и перевозить практически в любом положении.
Зажигание, как и на большинстве таких лодочых моторов - электронное конденсаторное (Capacitor Discharge Ignition System - CDI).
Превышение допустимых оборотов контролируется ограничителем максимальных оборотов.
При желании, к лодочным моторам можно подключить выносной бензобак. Бензоштуцер расположен на поддоне двигателя со стороны судоводителя.
Для использования выносного бензобака необходимо докупить ответный штуцер и подключить к нему любой бензобак и грушу со шлангом.
Диапазон применения подвесных лодочных моторов Сузуки DF6A довольно широк. Но всё же, в отличие от Suzuki DF2.5 или ему подобных одноклассников 2 - 3,5 л.с., такие моторы при определённых условиях выводят лодку на глиссирование.
При загрузке в два человека на небольших неразборных лодках с глиссирующими обводами, надувных до 4 метров длиной с разборными жёсткими пайолами, усиленными стрингерами, или на лодках с надувным днищем особой конструкции, можно развить скорость в 24 - 27 км/ч.
При возникновении трудностей с выходом на глиссирование можно в некоторой степени облегчить этот процесс установив более грузовой гребной винт.
Подвесные моторы Сузуки DF6AS вполне подходят и для троллинга и в качестве вспомогательных или резервных при эксплуатации лодки с более мощным подвесником.
Можно также порекомендовать использовать эти модели моторов там где присутствует значительное течение и эксплуатация моторов менее мощных - 2 - 3,5 л.с. - становится неэффективной. В любом случае, даже если мотор не выводит лодку на глиссирование, обеспечивается скорость порядка 13 - 15 км/ч. |