Спустя 10 лет после выпуска моторов DF60 и DF70, получивших престижную премию за инновационные технологии, в 2008 году Suzuki Marine Co. приступила к модернизации своей линейки лодочных моторов и выводит на рынок в 2009 году обновлённые модели моторов DF70A, DF80A и DF90A с буквенным индексом "A".
Эти четырёхтактники нового поколения предстали обрзцами прогресса и достижений в данной индустрии моторостроения.
В них используется и цифровой последовательный электронный впрыск топлива, и внушительное передаточное отношение на гребной вал - 2,59 к 1, и цепной привод распредвалов, не нуждающийся в обслуживании, с гидравлическим самонатяжителем.
Цепной привод был впервые внедрён на лодочных моторах именно компанией Suzuki.
В конструкции моторов также применяется уже опробованная технология смещения торсионного и коленчатого вала, которая вместе с заново разрабтанным двигателем выводит мотор DF90A на первое место среди одноклассников по весовым и габаритным показателям.
Модель DF70A заменила прежнюю DF70TL, у которой был всего один распредвал и ременный привод ГРМ, в отличие от остальных моторов Сузуки мощнее 30 л.с., у которых по два распредвала и цепной привод ГРМ.
Лодочный мотор Сузуки DF 80 ATL заполнил собою пробел в предлагаемом мощностном ряду, имевший место до сей поры, а DF90ATL заменил выпускаемый ранее DF90TL.
За счёт применения современных технологий сухой вес новых моторов без гребного винта составляет всего 155 кг!
Разрабатывая двигатель лодочных моторов Suzuki DF70A/DF80A/DF90A инженеры использовали непревзойдённый опыт в конструировании и производстве мотоциклов, автомобилей и подвесных лодочных моторов.
Двигатель мотора выполнен на рядном четырёхцилиндровом блоке
цилиндров с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр - компоновка DOHC (Double Over Head Camshaft).
Такая конструкция обеспечивает снижение веса и габаритов подвесного мотора, наделяя его высокими техническими показателями и необходимой мощностью.
Впускной воздушный коллектор, состоящий из патрубков значительной длины, обеспечивает дополнительный крутящий момент на
низких и средних оборотах.
Для повышения КПД связки двигатель-движитель, также как и на более мощных лодочных моторах Suzuki, в моторах новой серии
применяется двухступенчатая редукция.
Передаточное отношение удалось довести до 2,59:1.
Дело в том, что необходимо решать сразу две противоположные задачи: с одной стороны, КПД гребного винта повышается при снижении его оборотов и, соответственно, появляется возможность использовать больший диаметр винта.
С другой - большая редукция требует большего диаметра шестерён переднего и заднего хода редуктора, а значит и более габаритного редуктора, что, в свою очередь, ухудшает его обтекаемость и повышает сопротивление подводной части лодочного мотора.
На лодочном моторе Suzuki DF 80 ATL двухступенчатая редукция реализуется следующим образом. Торсионный вал мотора не входит шлицами непосредственно в шлицы коленвала как на большинстве лодочных моторов. Вращение на торсионный вал передаётся через понижающую шестерёнчатую пару.
Тем самым инженеры добились ещё ряда улучшений в конструкции. За счёт смещения вперёд (в сторону
транца лодки) коленвала, а значит и самого двигателя, достигается лучшая развесовка на транце лодки и снижение вибрации.
Кроме этого, т.к. цепная передача на распределительные валы осуществляется не с коленчатого вала, а с торсионного, вращение которого уже замедленно за счёт промежуточной шестерёнчатой пары двухступенчатой редукции, появилась возможность использования звёздчатых колёс распредвалов с меньшим диаметром.
Раз звёздчатые колёса меньше, то распредвалы располагаются ближе друг к другу, что делает более компактной головку блока двигателя и сам двигатель в целом, а соответственно снижается его вес.
В подвесных моторах используется многоточечный фазированный электронный впрыск топлива (Multi-Point Sequential Electronic Fuel Injection) под управлением 32-х битного процессора.
Он собирает и обрабатывает необходимые технико-эксплуатационные данные, поступающие с многочисленных датчиков, расположенных в ответственных узлах двигателя, и в режиме реального времени рассчитывает оптимальное соотношение топлива и воздуха в горючей смеси, подаваемой инжекторами под высоким давлением в каждый цилиндр.
Система инжекции обеспечивает плавный уверенный запуск, снижение расхода топлива и низкий уровень выброса вредных веществ в атмосферу.
Инженеры компании Сузуки разработали и впервые внедрили систему работы мотора на обеднённой топливной смеси (Suzuki Lean Burn Control System) на моторах 70A/80A/90A.
В зависимости от режима работы двигателя система предопределяет потребность в топливе. Также достигается дополнительная экономия топлива за счёт снижения потерь всасывания топливной смеси.
Для оптимального соотношения КПД сгорания топлива и содержания вредных примесей в выхлопных газах, система регулирует соотношение компонентов воздушно-топливной смеси, одновременно получая данные с датчика кислорода,
установленного в системе выпуска отработанных газов.
Благодаря системе Lean Burn Control лодочный мотор Сузуки DF80ATL может работать на обеднённой смеси как на средних оборотах, так и на крейсерских скоростях.
На всех трёх лодочных моторах используется специальный гидродинамический дизайн корпуса редуктора, впервые применённый на моторе Suzuki DF300.
Благодаря обтекаемой форме редуктора, сопротивление снижается до 36% в сравнении с традиционной формой, что положительно
сказывается на разгоне и увеличении конечной скорости.
Вместе с внушительным крутящим моментом, который обеспечивает двухступенчатая редукция, моторы могут проворачивать гребные винты с большим диаметром.
Suzuki DF70A/DF80A/DF90A оборудованы мощным двадцатисемиамперным генератором, разработанным так, что достаточно большой ток достигается уже на низких оборотах.
Генератор начинает вырабатывать двадцать две амперы при достижении 1000 об/мин. В большинстве случаев этого достаточно для постоянного нормального функционирования оборудования лодки и других приборов.
Несколько слов заслуживает и система лёгкого запуска (Suzuki Easy Start System), впервые применённая на моделях Suzuki средних мощностей - DF70A/DF80A/DF90A.
Такая система есть только у DF300. Достаточно повернуть ключ в положение запуска и сразу отпустить его. Не нужно как прежде держать ключ, активируя электростартер пока мотор не заведётся.
Стартер подвесного мотора Suzuki DF80ATL будет сам продолжать вращаться до момента запуска, но не более 4 секунд. Для обеспечения слаженного и уверенного запуска, более эффективного сгорания и экономичности, система также снабжена элементами контроля цилиндров двигателя, инжекторов и зажигания.
Соляные отложения, песок и грязь в системе охлаждения двигателя могут привести к его поломке.
Для удобной промывки двигателя Suzuki DF70A/80A/90A оборудованы двумя портами промывки.
Один расположен сбоку на поддоне, другой - на дейдвуде, что обеспечивает лёгкий доступ и удобную промывку системы в независимости находится ли лодка на воде или берегу.
Новое устройство ограничения откидки мотора предотвращает повреждение капота мотора и/или транца лодки при максимальном угле откидки. Ограничитель откидки и датчик угла наклона выполнены единым элементом. Ограничитель позволяет задавать максимальный угол откидки плавно, а не дискретно как в предыдущих модификациях.
Специально разработанное Сузуки антикоррозионное покрытие увеличивает срок службы мотора и защищает наружные элементы от коррозии в том числе и в агрессивной морской среде.
Электроника лодочного мотора Сузуки DF 80 ATL контролирует его работу и при возникновении внештатных ситуаций, оповещая судоводителя о перегреве, низком давлении масла, превышении максимальных оборотов и неисправности системы инжекции. В таких случаях оповещение происходит световой и звуковой сигнализацией а также снижаются обороты двигателя.
Может оказаться полезным и функция напоминания о подошедшем сроке замены масла в двигателе, а также возможность по отклонению стрелки тахометра в первые секунды включения зажигания определить количество часов наработки двигателя. |