История компании Tohatsu Corporation начинается в 1922 году, когда в Токио Масузо Таката (Masuzo Takata) основал исследовательский институт Takata Motor (Takata Motor Research Institute).
В 1923 году – после землетрясения – компания перемещается в токийский пригород Хонго и производит двигатели к ирригационным насосам в рамках правительственных заказов.
В 1925 году компания переименовывается в Takata Motor Enterprise и с 1927 года для Министерства железнодорожного транспорта Японии начинается производство мотодрезин "MF‑70A".
Компания расширяется, реорганизовывается и ещё дважды переименовывается. Выпускаются генераторы для радиостанций военного и гражданского назначения
В 1935 году разрабатывается первый подвесной лодочный мотор "2F‑50". Это был 2‑х тактный 2‑х цилиндровый мотор мощностью 3 л.с., предназначенный для поставки в армию и флот. В армию под наименованием "Sosenki", во флот – "Gengaiki".
Был ли он запущен в производство – информацию найти не удалось, скорее всего нет. В 1939 году компания была переименована в Tokyo Hatsudoki Co., Ltd. Название Tohatsu происходит от сокращения двух этих слов.
В начале 1940‑х годов, естественно производится исключительно военная продукция – среди которой небольшие бензиновые двигатели, – и достигается значительный прогресс.
С 1946 года начинается производство путевых машин для национальной железнодорожной компании (бывшее Министерство жел. дор. транспорта), генераторов для рыболовных судов и обычных генераторов, ирригационных насосов и бензиновых двигателей общего назначения.
В 1949 году компания первая в Японии начинает производство передвижных пожарных насосных агрегатов, основанных на конструкции своих ирригационных насосов.
В течении 15 лет послевоенного периода, лодочные моторы Mercury, Johnson и другие подвесники зарубежных компаний не импортировались в Японию из‑за отсутствия бюджетного квотирования на них. В этот момент лодочные моторы Tohatsu доминировали на японском рынке.
Все прочие небольшие и средние производители лодочных моторов в Японии изучали характеристики и особенности иностранных подвесников, уделяя внимание, в частности, привлекательному внешнему виду.
Однако внешний лоск был не основополагающим для японских рыбаков. Им требовалась простота в эксплуатации и надёжность.
В 1950 году начинается производство 78 кубовых мопедных двигателей и мопедов, а затем и мотоциклов. В производстве мотоциклов Tohatsu доминировала на рынке.
А с 1956 года компания начала впервые в Японии производить лодочные моторы. Это был "OB‑2" воздушного охлаждения мощностью 1,5 л.с., разработанный для японских рыбаков.
Мотор был сконструирован на основе переработанного и модифицированного двигателя поливочного моторизированного опрыскивателя и, как ни странно, не вызывал особого интереса вплоть до 1959 года.
Активно компания также выпускала мотокультиваторы и другую агротехнику.
С 1957 по 1960 год продажи мотоциклов начали падать, поскольку мотоциклы Tohatsu были позиционированы как практичные и надёжные машины, в то время как молодому поколению требовались скоростные мотоциклы с современным дизайном.
Доля мотоциклов к прочей продукции Tohatsu на тот момент составляла 80%, поэтому компания понесла серьёзные финансовые потери.
Тохатсу пытается компенсировать потери выпуском нескольких отвечающим требованиям рынка моделей мотоциклов, оказавшихся крайне востребованными и удачными моделями, однако, это не спасает финансового положения и Tohatsu не имеет возможности выйти на рынок производства автомобилей, на котором – очевидно по всем прогнозам – ожидался следующий финансовый бум.
В сентябре 1960 года руководство подаёт в отставку и в декабре передаёт управление Fuji Electric Manufacturing Corp., которой принадлежало 16% акций Tohatsu.
В феврале 1964 года на совете директоров было принято решение об объявлении банкротства. Компании назначен судом внешний управляющий на время реорганизации. Производство лодочных моторов Tohatsu оказало существенную поддержку в тот момент.
Затем – в 1969 году – поступили обнадёживающие новости из США в виде крупного заказа американской компании Rupp Corp. на 200 000 двигателей к их снегоходам.
Тохатсу также уделяет особое внимание разработке лодочных моторов. Несмотря на жёсткую конкуренцию в этой индустрии, оказывавшую влияние на всех производителей, Tohatsu выпускает новые модели.
Среди них, например, 8 сильный B13A, успешно продававшийся в течении 15 лет – с 1970 до 1986 года, а также B10A2 мощностью 6 л.с. и B30A мощностью 18 л.с.
Tohatsu выходит на рынок холодильных установок для грузовиков, которые вместе с подвесными моторами и пожарными насосами производятся и по сей день.
В 1971 году заканчивается реорганизация после банкротства, и в июне 1972 года Tokyo Hatsudoki переименовывается в Tohatsu Corporation. Tohatsu продолжает экспансию на рынке передвежных пожарных насосных агрегатов и холодильных установок для грузовиков.
К 1974 году количество экспортируемых лодочных моторов превысило количество, продаваемое на местном рынке. В 1977 году был выпущен пятисот кубовый M35A, который опередил конкурентов и выиграл гонки на воде.
В последующие два года были представлены обновлённые 9,9 сильные, 12 - 18 сильные и 25 сильные подвесники и новые 55 - 70 сильные. Тохатсу получает внушительные госзаказы на лодочные моторы и пожарные насосы.
В 1984 году заступает на должность новый президент компании. Tohatsu, помимо производства лодочных моторов и пожарных насосных агрегатов, начала заниматься ... лизинговыми операциями с принадлежащей ей землёй и зданиями. Она занимается строительством торговых центров и офисных помещений, сдавая их в аренду.
В феврале 1988 года совместно с американской компанией Brunswick (Брансвик), которой принадлежит Mercury Marine, была основана компания Tohatsu Marine Corporation.
В это же время Tohatsu строит новую линию по выпуску лодочных моторов, включая подвесники мощностью 120 л.с.
Помимо Брансвика, Тохатсу заключает соглашение с Nissan Motor Corp. на OEM производство лодочных моторов Nissan.
Имея партнёрские отношения с такими компаниями, бизнес Tohatsu по производству лодочных моторов существенно окреп. Совместно с Techno Kasei Ind. Corp. – для лучшего продвижения своих лодочных моторов – Tohatsu начинает выпускать лодки.
Жёсткие эклогические требования привели компанию в 1998 году к производству четырёхтактных лодочных моторов и пожарных насосов, а в 2000 году к двухтактным с технологией TLDI (Two Stroke, Low Pressure, Direct Injection – двухтактные с прямым впрыском топлива) на основании подписанного в 1998 году соглашения с патентодержателем технологии прямого впрыска Orbital Corp.
В настоящий момент Tohatsu и Tohatsu Marine Corporation (многие модели под маркой Mercury и Mariner) производит лодочные моторы на заводе в Нагано. Ещё одно важное направление деятельности компании – пожарные насосные агрегаты.