Семейстово двухцилиндровых лодочных моторов Honda, которому положили начало модели BF8 и BF10, продолжается двумя однобазовыми моторами BF15 и BF20.
Моторы Honda BF8/BF10 и BF15/BF20 близки по своему дизайну и эргономике, и поскольку относятся приблизительно к одному и тому же классу лодочных моторов, то технологии, используемые на BF8 и BF10, в полной мере используются и на BF15/BF20.
Эти технологии основаны на многолетнем опыте производства четырёхтактных лодочных моторов. Не стоит забывать, что Honda Motor Co. в течение всего периода своей деятельности выпускает только четырёхтактные лодочные моторы.
Другие производители относительно недавно начали активно производить четырёхтактные моторы в связи с новыми экологическими требованиями, принятыми в некоторых странах в 2006 году.
Лодочные моторы Honda BF 20 LRTU представляют из себя моторы с дистанционным управлением (буква R (Remote) в маркировке), с ручным и электрозапуском, с электрогидравлическим приводом откидки мотора (буква T (power Tilt) в маркировке), предназначенные для установки на транец лодки высотой 508 мм (удлинённый дейдвуд L (Long) - в маркировке).
Двигатель мотора сконструирован на основе двухцилиндрового блока цилиндров объёмом 350 кубических сантиметров с двумя клапанами на цилиндр.
Привод клапанов осуществляется распредвалом, расположенным над блоком цилиндров. Такая конструкция ГРМ называется - SOHC (Single OverHead Camshaft - один распредвал над блоком цилиндров).
Внушительный объём цилиндров и увеличенный ход поршня обеспечивают двигателю вполне приличные тяговые характеристики.
Крутящий момент имеет большую величину на всём диапазоне оборотов работы двигателя Honda BF20LRTU.
Инженеры Honda первыми сконструировали 20-ти сильный лодочный мотор на базе 15-ти сильного.
Помимо грамотно продуманного маркетингового хода, заключающегося в предложении мотора большей мощности в одном корпусе с 15-ти сильным, высокие тяговые показатели в какой-то степени приблизили новую двадцатку к прежней трёхцилиндровой 20-ти сильной модели.
Другие производители не заставили себя ждать, и вскоре, вслед за Хондой, переработали свои четырёхтактные 15-ти сильные подвесники и на их основе стали выпускать 20-ти сильные моторы.
В результате, в настоящий момент, подобные двадцатки предлагают Tohatsu/Nissan/Mercury/Yamaha, а с 2012 года к ним присоединилась и Suzuki.
Система впуска состоит из одного карбюратора.
Традиционные двухконтурные карбюраторы используют один контур для работы на холостых оборотах на обеднённой топливной смеси, а второй подключается при увеличении оборотов и подготавливает обогащённую топливом смесь.
На подвесных моторах Хонда BF 20 LRTU используется ещё и третий контур для более слаженной работы двигателя и снижения расхода топлива.
Как и на всех моторах подобной мощности, основной выхлоп осуществляется через ступицу гребного винта.
С продольной составляющей вибрации также как и на моторах BF8/BF10 успешно справляется триангуляционная маятниковая система расположения опор (амортизаторов) двигателя.
Благодаря ей нет необходимости применять специальный балансировочный вал, увеличивающий вес двигателя.
К моторам BF15/BF20 Honda предлагает специальный комплект Power Thrust Kit для увеличения крутящего момента на переднем и заднем ходу при использовании подвесного мотора на больших моторных судах или яхтах.
В комбинации с четырёхлопастным винтом небольшого шага (4 х 10" x 7 5/8") и оригинальным решением Honda Reverse Exhaust Relief (отвод выхлопных газов на заднем ходу), по информации производителя, крутящий момент на переднем ходу возрастает на 15%, а на заднем - до 60%!
При движении задним ходом, выхлопные газы, выводимые через ступицу винта, создают вокруг его лопастей кавитацию, существенно снижая его характеристики.
Это происходит за счёт того, что движение осуществляется в сторону выброса выхлопных газов, а не от него, как на переднем ходу, когда выхлоп через ступицу только улучшает характеристики двигателя и понижает шумовые показатели.
Reverse Exhaust Relief обеспечивает на заднем ходу отвод выхлопных газов через ряд специальных отверстий, расположенных над антикавитационной плитой.
Таким образом, винт в этом режиме вращается в чистой воде, без пузырьков от выхлопных газов.
Как и все лодочные моторы Honda от 8 до 30-ти л.с. включительно, лодочные моторы Хонда BF20LRTU снабжены программной системой зажигания - PGM-IG (Programmed-Ignition System).
Моменты зажигания контролируются микропроцессором также как и перегрев, низкое давление в системе смазки и перекручивание двигателя.
Сам модуль зажигания является конденсаторным CDI (Capacitor Discharge Ignition - зажигание основанное на разрядке конденсатора).
При низком давлении масла гаснет зелёный индикатор давления масла и снижаются обороты двигателя. Для предотвращения серьёзной поломки, увеличить обороты двигателя невозможно.
На моделях с дистанционным управлением также срабатывает звуковой сигнал.
При перегреве снижаются обороты двигателя, а на моделях с дистанционым управлением, также срабатывает звуковой сигнал и загорается соответствующий индикатор.
Дальнейший набор оборотов опять же невозможен. Если перегрев продолжается дольше чем 20 секунд, двигатель
останавливается.
Если температура нормализуется - обороты двигателя постепенно повышаются.
Превышение максимальных оборотов на моторе Honda BF 20 LRTU ограничивается путём невозможности дальнейшего набора оборотов двигателя после достижения некоторого заданного порога, контролируемого системой зажигания.
Несколько слов заслуживает устройство Auto Start Enrichment (автоматическое обогащение топливной смеси при запуске), которое является аналогом использования воздушной заслонки карбюратора.
Подобно инжекторным системам, устройство регулирует топливно-воздушную смесь для быстрого, лёгкого запуска и прогрева двигателя.
Оно состоит из специального клапана, подающего при запуске в двигатель дополнительную порцию бензина и воздуха.
Открытие и закрытие клапана регулирует термоэлемент, закрывающий клапан после прогрева двигателя.
Для облегчения запуска используется система декомпрессирования вместе с коррекцией момента зажигания CDI-модулем.
Благодаря этому, существенно снижается необходимая для запуска нагрузка на стартерную верёвку механизма ручного запуска.
Антикоррозионное покрытие наружных деталей лодочного мотора Honda BF20LRTU проводится в четыре стадии с использованием самых современных компонентов.
Мощный 6-ти амперный генератор для ручных моделей и 12-ти амперный для моделей, оборудованных электрозапуском, является надёжным источником питания электрических цепей судна и зарядки аккумулятора. Номинальный ток генератора достигается на 3000 об/мин.
Ниже приводятся кривые характеристик мотора Honda BF15, которые взяты с сайта одного из представительств Honda.
На графике представлены кривые пробега на одном литре топлива - км/л, скорости - км/ч и расхода топлива в час - л/ч.
Начальные условия
испытания: гребной винт - 4 х 9 1/4" х 9", лодка Honwave T32 (длина - 3,2 м, ширина - 1,53 м, диаметр баллона - 42 см).
Количество человек в лодке - 2, общий вес лодки с мотором, людей и оборудования - 280 кг, скорость ветра - около 18 км/ч.
Как видно из графика, максимальную скорость удалось развить в 35 км/ч, максимальный пробег на одном литре топлива составил 16
км, что произошло на минимальных оборотах, а на крейсерских скоростях на 4500 об/мин - 6,9 км. Разгон от 0 до 30 км/ч в среднем составил 8 секунд.
Т.к. вес моторов BF15/BF20 превышает вес BF8/BF10, некоторые модели оснащаются в стандартной комплектации вспомогательным пневматическим цилиндром подъёма (с буквой G в маркировке) или системой электрогидроподъёма (с буквой T в маркировке).
Существуют также модели с ручным управлением, оборудованные электрозапуском. Доступны модели под транец лодки 381 мм, 508 мм и 635 мм. В общем, поставляется двенадцать вариантов модели BF15, и пятнадцать вариантов модели BF20.
Приспособление для подъёма мотора на небольшую величину угла относительно транца лодки (для моделей с ручной откидкой), так называемое приспособление для хода на мелководье, позволяет преодолевать мелководные участки водоёма, снижая вероятность повреждения подводной части мотора.
За счёт удлинённого румпеля, расположенного на передней части мотора (на моделях с ручным управлением), судоводитель без труда осуществляет все необходимые манёвры.
Рычаг переключения реверса (на моделях с ручным управлением) расположен спереди, в непосредственной близости от судоводителя.
Регулировки по настройке усилия поворота мотора вокруг своей оси и поворота рукоятки газа румпеля (для ручных моделей) можно выполнить без специальных инструментов, не сходя с места судоводителя.
Встроенная удобная ручка для переноски мотора Honda BF 20 LRTU расположена строго по линии его центра масс, что облегчает переноску мотора в горизонтальной плоскости. |