В сентябре 2006 года Honda Motor Co. анонсировала обновлённые модели лодочных моторов Honda BF75 и BF90.
Обновления коснулись как дизайна так и конструкции двигателя и редуктора. Хонда использует все свои новейшие разработки.
Среди них можно отметить систему работы мотора на обеднённой топливной смеси (Lean Burn Control), систему, позволяющую увеличивать крутящий момент на низких оборотах при разгоне - BLAST (Boosted Low Speed Torque) и программную инжекторную систему впуска PGM-FI (Programmed Fuel Injection).
Для увеличения мощности с общего блока цилиндров одинакового объёма, помимо распространённого среди производителей подвесников изменения программы работы инжекторов, на Honda BF90 применяется технология изменения времени открытия и высоты подъёма клапанов VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control).
Лодочные моторы Honda BF 90 LRTU - это моторы с дистанционным управлением (буква R (Remote) в маркировке), электрозапуском, с электрогидравлическим приводом откидки и изменения угла наклона мотора (буква T (power Tilt & Trim) в маркировке), под транец лодки 508 мм (удлинённый дейдвуд L (Long) в маркировке).
Мотор имеет четырёхцилиндровый рядный двигатель объёмом 1496 куб.см. с одним распределительным валом над блоком цилиндров - компоновка ГРМ SOHC (Single OverHead Camshaft) с четырьмя клапанами на цилиндр.
В качестве основы для двигателя подвесного мотора был взят двигатель автомобиля Honda "Jazz".
Блок цилиндров полностью изготовлен из алюминиевого сплава, благодаря чему вес мотора составляет всего 163 кг. Коромысла клапанов не требуют прецизионных регулировок и экспериментального подбора наилучшего положения.
За подачу топлива к камерам сгорания отвечает система PGM-FI (Programmed Fuel Injection - программная инжекторная система впуска).
По своей сути, она является многоточечной последовательной электронной инжекторной системой впрыска.
Система распределяет с точностью рассчитанное количество топлива в каждую камеру сгорания с учётом режимной нагруженности двигателя.
Микропроцессорный модуль ECM (Engine Command Module) системы PGM-FI собирает информацию с датчиков, рсположенных в ответственных узлах двигателя, для корректировки состава топливной смеси и расчёта её количества.
Система PGM-FI обеспечивает двигателю лодочного мотора Honda BF90LRTU уверенный запуск, слаженную работу, высокие технические показатели и экономичность.
Технология BLAST (Boosted Low Speed Torque - увеличенный крутящий момент на низких оборотах) была впервые представлена на моторах BF75/BF90 в сентябре 2006 года.
Она включает в себя устройство MBT (Minimum advance for Best Torque - минимальное опережение для обеспечения максимального крутящего момента) - следящее устройство, принцип работы которого основан на базовой теории зажигания двигателей внутреннего сгорания.
MBT привязывает опережение зажигания к соотношению воздух/бензин топливной смеси. Исходя из этого, микропроцессор устанавливает оптимальное значение угла опережения.
Вместе с этим, микропроцессор одновременно отслеживает минимальное опережение зажигания для работы двигателя на границе детонации для обогащённой топливной смеси в диапазоне полных оборотов. Датчик детонации снабжает микропроцессор необходимыми данными для расчёта.
В конечном счёте, для получения максимального крутящего момента, микропроцессор сдвигает момент зажигания вперёд до предела (27°). В итоге, ускорение на низких оборотах возрастает.
Система BLAST активируется при резком изменении оборотов, мгновенно смещая вперёд момент зажигания. Увеличивается "взрывная сила" в камерах сгорания, а значит, дополнительная мощность позволит лодке быстрее выйти на глиссирование.
Ещё одна интересная технология, которая используется на подвесном моторе Хонда BF 90 LRTU. Это технология работы двигателя на обеднённой смеси - Lean Burn Control.
Технология позволяет увеличить эффективность сгорания топлива за счёт подачи в камеры сгорания обеднённой топливной смеси.
Элементом обратной связи системы является датчик кислорода, при помощи которого модуль управления ECU производит все расчёты.
Сгорание происходит на смеси при соотношении воздуха к бензину от 14,7 к 1 до 18 к 1, вместо расчётных теоретических (стехиометрических) 14,7 к 1. Таким образом, расход топлива на крейсерских скоростях снижается более чем на 20%.
На подвесных моторах Honda мощностью 90 л.с. и выше используется технология изменения времени открытия и высоты подъёма клапанов VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control).
Она обеспечивает двигателю более широкую и уплощённую кривую характеристики крутящего момента, а также более равномерное распределение мощности во всём диапазоне оборотов.
Фактически, VTEC является аналогом как бы дополнительного объёма цилиндров, который понадобился бы двигателю без использования технологии VTEC, для достижения таких же характеристик как у двигателя с VTEC.
VTEC вносит изменения в работу впускных клапанов следующим образом. На распредвале для впускных клапанов имеются два различных профиля кулачков, толкающих коромысла, которые, в свою очередь, открывают клапаны для подачи топливной смеси через впускные патрубки в камеры сгорания.
Два кулачка с низким профилем (на рисунке красные) приподнимают клапаны на низкую высоту, обеспечивая необходимый крутящий момент на начальных оборотах двигателя.
На высоких оборотах подключается третье коромысло, приводимое в действие третьим кулачком с высоким профилем (на рисунке синий). Оно подключается к коромыслу впускного клапана через синхронизирующий шток, что обеспечивает открытие клапана на большую величину.
Ниже приводятся кривые характеристик мотора Honda BF75D, которые взяты с сайта одного из представительств Honda.
На графике представлены кривые пробега на одном литре топлива - км/л, скорости - км/ч и расхода топлива в час - л/ч.
Начальные условия испытания: гребной винт - 3 х 13,5" х 15" (Solas, алюминий), лодка - Amara Kimberly 5.0 (длина - 4,9 м, ширина - 2,2 м, вес - 203 кг ), количество человек в лодке - 3, общий вес лодки с мотором, людей и оборудования - 1350 кг, скорость ветра - около 21 км/ч.
Как видно из графика, максимальную скорость, которую удалось достичь - 53 км/ч, максимальный пробег на одном литре топлива составил 4,4 км, что произошло на 1000 об/мин, а на крейсерских
скоростях на 4000 об/мин - 2,7 км. Разгон от 0 до 30 км/ч в среднем составил 8,1 секунды.
Маховик моторов Хонда BF90LRTU не находится на привычном месте сверху коленвала, а расположен снизу под блоком цилиндров.
Такая конструкция смещает вниз центр тяжести мотора, что положительно сказывается на управляемости, манёвренности судна и снижении вибрации.
Благодаря такой конструкции, электростартер перевёрнут вниз. Он расположен в герметичной камере, защищающей бендикс от контакта с другими элементами.
Генератор, система зажигания и другие важные электронные компоненты, расположены практически на самом верху
двигателя, что обеспечивает им лучшие температурные условия и в большей степени защищает от проникновения влаги.
Редуктор мотора подвергся значительной переработке. Его корпус имеет обтекаемую форму, благодаря чему снижается сопротивление потоку воды, уменьшается эффект дельфинирования корпуса лодки (колебания в вертикальной плоскости) и минимизируется разбрызгивание.
Как результат - лучше разгон и максимальная скорость.
Удлинённая антикавитационная плита лодочного мотора Honda BF 90 LRTU способствует удержанию водяного потока на гребном винте для минимизации дельфинирования.
Передняя брызговая плита уменьшает эффект разбрызгивания, создаваемый днищем лодки, что снижает количество брызг, попадающих на палубу и в кокпит.
Увеличенный коэффициен редукции 2,33:1 позволяет использовать гребные винты с достаточно большим диаметром - 14 и 15 дюймов для перемещения лодок с большой загрузкой.
Система охлаждения имеет три независимых контура - контур охлаждения блока цилиндров, головки блока цилиндров и выпускного коллектора.
Маслонасос трохоидного типа приводится в действие от коленвала. Такие же насосы используются в автомобилях.
Запатентованная система нелинейных резиновых опор двигателя обеспечивает низкий уровень вибрации на всём диапазоне оборотов. Используются амортизаторы двойной плотности.
Многослойный процесс окраски защищает от коррозии в агрессивной морской среде. Покрытия наносятся на алюминиевый сплав Honda, который подвергается специальной обработке изолирующим материалом. Затем наносится эпоксидная грунтовка, слой акриловой компоненты металлика и завершающий слой акриловой краски.
Масляный фильтр Honda BF90LRTU расположен высоко на двигателе и легко доступен.
Сдвигаемая секция в поддоне позволяет легко и быстро добраться до нижней свечи двиателя.
Имеется порт для промывки двигателя пресной водой.
Для предотврвщения поломки двигателя, мотор оборудован комплексной системой предупреждения. Система использует аудиовизуальные сигналы предупреждения и ограничение оборотов при перегреве, низком давлении масла и превышении максимально допустимых оборотов. |